Translate

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Большая политика в треугольнике США - ЕС - Китай

    Евросоюз в поисках своего места в мире, с некоторой тревогой следил за встречей президента США с председателем КНР в Калифорнии. Некоторые в ЕС опасаются, что эта пара станет своего рода G2 - "большой двойкой".
    Саммит лидеров США и КНР - это встреча не только двух почти равных партнеров, но и двух конкурентов в економической сфере. Соединенные Штаты - крупнейшая экономика мира, Китай занимает третье место. А между ними, на втором, находится Европейский Союз, если суммировать экономики всех 27 стран-членов ЕС.
    Некоторые в Китае считают, что дело идет к миропорядку, в котором Пекин и Вашингтон - своего рода группа G2, или "большая двойка", - будут задавать тон. Такой точки зрения придерживается, в частности, политолог Янь Сюэтун из Пекинского университета. "Эта пара станет в будущем самой влиятельной в мире", - заявил он на конференции лондонского исследовательского института European Council on Foreign Relations.
Председатель КНР Си Цзиньпин (слева) и президент США Барак Обама (справа)
Треугольник США - ЕС - Китай

    Бывший советник президента США Барака Обамы по вопросам безопасности Томас Донилон на встрече с журналистами в Белом доме подчеркнул, что впредь Вашингтон будет уделять в своей внешней политике больше внимания Азии и Китаю. Означает ли это, что европейцы могут оказаться на обочине, что в будущем Америка станет сотрудничать с Китаем теснее, чем с Европой, и что Тихий океан станет важнее Атлантики?

Александер Ламбсдорф
    Внешнеполитический эксперт фракции Свободной демократической партии Германии (СвДП) в Европейском парламенте Александер Ламбсдорф (Alexander Lambsdorff) не видит повода для ревности. Он не может оценить, какие отношения важнее: США с Китаем или США с Европой. "Эти отношения очень разные, - указал Ламбсдорф в интервью DW. - США и КНР - геостратегические соперники в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Америка подписала двусторонние соглашения о гарантиях безопасности с Японией и Южной Кореей. Само собой разумеется, и Китай имеет в регионе свои интересы, есть конфликтный потенциал в Южно-Китайском море".

    Так что отношения Америки с Китаем совсем иные, чем с Европой, а также чем отношения Европы с КНР, добавил европарламентарий. И США, и Европа имеют с Китаем тесные экономические связи. "Мы поддерживаем дипломатические отношения, - перечисляет Ламбсдорф, - ведем диалог по проблемам правовой государственности, даем понять, что не согласны с нарушением прав человека в КНР. То есть у Европы комплексные, непосредственно не сравнимые с американскими, отношения с Китаем".

Сотрудничество в многополярном мире

    Не видит причин ревновать Вашингтон к Пекину и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. На последнем саммите ЕС - КНР он заявил, что в отношениях с Китаем возникло нечто, похожее на дружбу. "Связи Евросоюза и Китая - это яркий пример того, как могут сотрудничать два крупных партнера в многополярном мире", - восхищался Баррозу.
 
Жозе Мануэл Баррозу
    Антидемпинговые таможенные пошлины, введенные Еврокомиссией на днях на китайскую гелиотехнику, в брюссельских дипломатических кругах называют досадным обстоятельством, но в целом не считают, что торговые разногласия могут поколебать отношения Европы с Китаем.

    Кстати, антидемпинговые пошлины на китайские модули для солнечных батарей ранее ввели и США. Госдепартамент США не разделяет опасений европейцев, что в результате "перебалансировки" американских военных и финансовых ресурсов в направлении АТР Вашингтон перестанет уделять должное внимание странам Европы.

Не за счет Европы

    На встрече с верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон госсекретарь США Джон Керри заявил, что новая расстановка акцентов, предпринимаемая Бараком Обамой, ни в коей мере не будет осуществляться за счет европейцев.
 
Кэтрин Эштон и Джон Кэрри
    "В действительности мы хотим иметь еще больше дел с Европой, - подчеркнул Керри. - Европа всегда была хорошим партнером. Поэтому и президент Обама в его послании к нации четко высказался в пользу трансатлантического торгового и инвестиционного соглашения". Да и сам Керри свой первый зарубежный визит нанес в Европу, а не в Азию.

    Депутат Европарламента Александер Ламбсдорф тоже считает, что намеченное создание зоны свободной торговли между США и Европой еще сильнее укрепит трансатлантические связи между демократическими странами. "Это попытка соединить два крупнейших в мире экономических пространства - внутренний европейский и американский рынки, - заявил он. - Если такой проект будет реализован, он даст дополнительный импульс экономическому развитию и США, и Европе".
    При этом Ламбсдорф находит вполне логичным дополнительное внимание Вашингтона странам Азии и АТР в целом: "США в определенном смысле всегда были и тихоокеанской нацией. И совершенно нормально, что американский президент внимательно следит за Китаем. К тому же Китай - поднимающаяся держава, с которой надо налаживать сотрудничество".

Европа - трудный партнер для Китая

    С точки зрения Пекина вести переговоры с США, скорее всего, проще, чем с Евросоюзом. В Вашингтоне - только один партнер по диалогу и только один президент. В Брюсселе - представители 27, а скоро уже - и 28 государств, часто имеющих различные интересы.

    У них нет единства даже в вопросах международной торговли. Антидемпинговые пошлины на китайскую гелиотехнику поддерживает меньшинство стран ЕС. И даже по вопросу о заслужившем всеобщее одобрение проекте трансатлантической зоны свободной торговли среди европейцев нет согласия. Переговоры на сей счет должны начаться уже через несколько дней, а детали мандата, который предстоит одобрить всем 27 странам Евросоюза, до сих пор не согласованы.

    Внутренняя разобщенность Евросоюза способна привести к тому, что партнеры по переговорам, будь то США или Китай, смогут противопоставлять одних членов ЕС другим, предупреждает Александер Ламбсдорф.

    Источник: Deutsche Welle

Комментариев нет:

Отправить комментарий